Методический кабинет
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы учреждения образования, является методическая служба. Центром методической работы является методический кабинет.
Методическое пространство — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Cеминар-практикум на тему «Программное обеспечение по созданию цифровых образовательных ресурсов»
С целью повышения цифровой компетентности преподавателей колледжа 06 июня 2024 года состоялся семинар-практикум на тему «Программное обеспечение по созданию цифровых образовательных ресурсов». Сделан обзор программного обеспечения для монтажа видео и интернет-сервисов.
Семинар-практикум для преподавателей на тему «Формирование навыков саморегуляции у учащихся колледжа в учебной деятельности»
25 апреля 2024 года прошёл семинар-практикум. В ходе семинара были рассмотрены типы самореализации подрастково-юношеского возраста, психологические условия формирования саморегуляции и стратегии её развития.
Семинар — беседа на тему «Имидж педагога как условие формирования профессиональной компетентности»
09.04.2024 в рамках плана работы Школы молодого педагога с целью обеспечения оптимальной профессиональной адаптации начинающих педагогов состоялся семинар — беседа на тему «Имидж педагога как условие формирования профессиональной компетентности», проведенный преподавателем Вашкевич Л.Л. и методистом Расюк Е.Т.
Семинар-практикум на тему «Методы и приёмы активизации познавательной деятельности как средство повышения качества образования в колледже»
27 марта 2024 года прошёл семинар-практикум на тему «Методы и приёмы активизации познавательной деятельности как средство повышения качества образования в колледже». В ходе семинара были рассмотрены разнообразные методы и приёмы, которые способствуют развитию активности учащихся в процессе обучения. Преподаватели поделились своими знаниями и опытом в использовании новых педагогических методик.
Обучающий семинар «Образовательный процесс 2022 – 2023 учебного года».
Семинар-учеба преподавателей на тему «Порядок заполнения журнала учебных занятий».
18 октября 2022 года преподаватель Ярошевич А.Ф. в 11 О-Б группе провела открытое учебное занятие по предмету «Физика» по теме «Влажность воздуха. Решение задач по теме «Влажность воздуха». Лабораторная работа №3 «Измерение относительной и абсолютной влажности воздуха».
На занятии учащиеся узнали основные понятия, порядок измерения и расчета влажности воздуха, на лабораторной работе самостоятельно определили влажность воздуха в аудитории. Преподаватель использовала различные методы и формы работы учащихся, объяснила важность полученных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности логиста.
20 октября 2022 г в колледже прошел педагогический семинар-практикум на тему «Самообразование как источник индивидуального роста преподавателей».
Цель семинара — проведение самодиагностики готовности к самообразованию и содействие самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования.
На семинаре преподавателям было предложено выполнить задание «Карусель», которое помогло справиться с затруднениями в таких направлениях плана самообразования как:
- выбор темы, цели, задач и форм самообразования;
- разработке этапов самообразования и составления примерного плана работы над темой;
- составление индивидуального плана самообразования педагога;
- выбором формы самообразования педагога;
- выбором видов деятельности, составляющих процесс самообразования;
- определить результат материалов по самообразованию;
— определением формы представления результатов самообразования.
Педагоги каждой команды индивидуально записывали проблему, с которой они столкнулись в процессе самообразовательной деятельности и хотели бы найти пути ее решения, на отдельных листках бумаги без указания фамилий. Все листки собирались в коробке и перемешивались. После этого каждая группа вытягивала 5 листков с проблемами, анализировала одну из них и предлагала варианты решения проблемы. Никто в группе не знал, чьи проблемы они обсуждают и кому оказывали действенную помощь. Затем каждая группа представляла свои наработки.
26 октября 2022 года в 13 Эр-Б группе преподаватель Сокол Е.Ю. провела открытое учебное занятие по предмету «Иностранный язык».
Преподаватель продемонстрировала методические подходы в развитии лексических навыков у учащихся при формулировании прилагательных или наречий, использовании различных форм и методов работы учащихся на занятии.
Выполнение различных типов заданий (ответь на вопросы после увиденного, переведи вопросы и ответы, опиши учебное заведение по шаблону, вставь правильную форму прилагательного или наречия и др.) позволило учащимся приобрести устойчивые знания и умения по теме.
При проведении рефлексии учащиеся определили свое эмоциональное состояние и отношение к занятию в виде рисунка.
27 октября 2022 года состоялось заседание педагогического совета на тему: «Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже».
Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Республики Беларусь является патриотическое воспитание граждан и, особенно, учащихся. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.
На заседании рассматривались следующие вопросы:
Внедрение в образовательный процесс современных интерактивных форм и технологий работы по патриотическому воспитанию учащихся.
Реализация основных направлений патриотического воспитания учащихся в колледже.
Реализация плана мероприятий Года исторической памяти в 2022 году.
Использование возможностей музейной педагогики в деле воспитания патриотизма учащихся колледжа.
Значение краеведческой, туристско-экскурсионной деятельности в формировании у учащихся патриотических качеств.
Формирования патриотического сознания через призму военно-патриотических мероприятий.
Роль историко — культурного наследия Беларуси в формировании патриотизма и активной жизненной позиции.
Патриотическое воспитание – процесс формирования личности, обладающей качествами гражданина, развития в ней ценностного отношения к своему Отечеству, устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию страны, готовности успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
10 ноября 2022 г. в рамках плана работы школы педагогического мастерства прошел семинар-взаимообучение на тему «Учебное занятие как форма организации учебного процесса, его структурные элементы».
Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава учреждений образования.
Учебное занятие – это ограниченная временными рамками форма организации образовательного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие.
Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации образовательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место занимает занятие, так как оно может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности.
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.
Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
Учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности учащихся, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с учащимися, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.
КОУЧИНГ
как инновационная образовательная технология
и профессионально-педагогическая компетентность современного педагога
16 ноября 2022 г. прошел семинар на тему «Коучинг как инновационная образовательная технология и профессионально-педагогическая компетентность современного педагога».
Коучинг в образовании – это умение педагога, создавая осознанность и ответственность в обучающемся, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.
Миссия коучинга в процессе обучения как никогда созвучна с задачами, поставленными перед образованием. Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации требований стандартов.
Данная технология, в отличие от традиционных педагогических технологий, не заставляет идти за педагогом, перенимать его знания и опыт, а, наоборот, помогает обучающимся и самим педагогам раскрывать свои личные способности и возможности, раскрывать внутренние ресурсы для развития собственной личности, воспитывает готовность к изменениям.
Преподаватели познакомились с историей и основателями коучинга, его основными принципами и особенностями, познакомились с базовыми понятиями и практическим инструментарием коучинга.
Были рассмотрены преимущества использования коучинговых инструментов и коучингового подхода в образовательном процессе.
Практическая часть предусматривала освоение базовых приемов коучинга – «колесо баланса как универсальный инструмент саморазвития, обучения и воспитания», «линия времени» — и обсуждение вариантов их использования как на учебных занятиях, так и с целью личностного развития.
Педагоги пришли к выводу о том, что коучинг может помочь учащимся перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой.
Данный семинар способствовал развитию профессионально-педагогической компетентности и педагогического потенциала.
22 ноября 2022 г. в рамках плана работы школы педагогического мастерства прошел семинар-взаимообучение, на котором были рассмотрены методические основы построения учебного занятия.
План учебного занятия представляет собой личный документ преподавателя, содержание которого раскрывает целесообразность разработки и удобство пользования этим планом в практической деятельности.
План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Планы в совокупности (по всему курсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.
План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы, как цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим предметам, затраты времени на каждую часть занятия.
План занятия должен быть удобен для пользования и последовательно раскрывать все его части и ход в целом.
Преподаватели систематизировали знания об учебном занятии, отработали навыки моделирования целей и задач занятия.
01 декабря 2022 г. в рамках плана работы школы педагогического мастерства прошел семинар-беседа на тему «Формы и методы контроля оценки знаний учащихся».
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.
Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
Педагогические требования к контролю:
- разнообразие форм и методов контроля (повышение интересов учащегося к его проведению и результатам);
- всесторонность (охват всех разделов программы; проверка теоретических знаний и интеллектуальных и практический умений и навыков);
- объективность;
- дифференцированный подход (учет особенностей каждого учащегося и каждого раздела каждого учебного предмета);
- единство требований преподавателей.
Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные неудачи и промахи.
Умелое сочетание разных форм и видов контроля – показатель уровня постановки образовательного процесса в учреждении образования и уровня педагогической квалификации преподавателя.
6 декабря 2022 г. прошел семинар на тему «Методика преподавания социально — гуманитарных предметов с дальнейшим развитием у учащихся исследовательской деятельности».
В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в молодых специалистах, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.
Гуманитарные науки различаются своеобразной вариантностью, возможным потенциалом приобретения массы различных позиций, разнообразием мнений. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся при изучении социально-гуманитарных наук, опираясь на технологию исследовательской деятельности.
От сформированности исследовательской позиции во многом зависит возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных и профессиональных ситуациях, профессиональная мобильность. Исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний, активизации познавательного интереса, развитию умений самостоятельно находить и анализировать информацию, осуществлять целеполагание и планирование своей деятельности, контролировать и оценивать свои действия, формировать собственные суждения.
Предлагаемая методика организации исследовательской деятельности учащихся позволяет:
- расширить область знаний;
- осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания;
- получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт;
- формировать научно-исследовательские навыки.
Таким образом, создаются условия, которые позволяют учащимся:
- определить текущие границы личных знаний;
- реализовать личный творческий потенциал
- на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;
- самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования и т.д.
16 декабря 2022 года состоялось заседание педагогического совета.
Цель педагогического совета – ориентация деятельности педагогического коллектива колледжа на реализацию модернизации образования через использование научно-исследовательской деятельности в обучении для развития личности учащихся и роста профессионального мастерства педагога.
В докладах отражены основные направления работы колледжа по научно–исследовательской деятельности как педагогов, так и учащихся, а также озвучены результаты анкетирования по данному направлению. Проанализирована научно-исследовательская и методическая деятельность преподавателей в разрезе каждой цикловой комиссии за 2022 год.
02 февраля 2023 г. прошел семинар.
07 февраля 2023 года состоялось заседание педагогического совета на тему «Качество подготовки специалистов на дневной и заочной формах получения образования в первом семестре 2022-2023 учебного года и пути его повышения».
Будьте сами исследователями!
Если не будет огонько у вас, вам никогда не зажечь его в других.
(В.А. Сухомлинский)
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. И наша задача развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:
научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться жить в ладу с самим собою.
Определяющим фактором успешности процесса обучения, безусловно, является педагогическое мастерство преподавателя, его профессионализм, личность самого педагога.
На заседании педагогического совета рассматривались результаты успеваемости за первый семестр 2022-2023 учебного года.
Цель педагогического совета — определение наиболее эффективных компонентов работы преподавателей по повышению качества подготовки специалистов, применение наиболее активных методов обучения как средства обеспечения качества образования, изучение опыта работы преподавателей в данном направлении.
Членами педагогического совета рассматривались следующие компетенции: умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности; умение осуществлять сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения задач образовательной деятельности.
Заключительное слово – напутствие.
Притча о мастере.
Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше всех играет? Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать своё мастерство. Чем больше старался каждый, тем ужаснее выходила мелодия. Но появился человек и одним взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия – это одно целое. Пусть каждый прислушается к другому и увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой и сначала несмело, а потом всё лучше и лучше зазвучала мелодия, в которой были слышны печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, величие контрабаса. Инструменты играли, а мелодия всё звучала и звучала, объединяя звуки в одно целое.
Такими мастерами, уважаемые коллеги, мы с вами и являемся, а инструментами – наши учащиеся. И достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены единой целью. И хотим мы с вами или нет, но мы– педагоги нового столетия, и будем работать так, чтобы учение было эффективным и плодотворным.
28 февраля 2023 г. в рамках школы педагогического мастерства прошел семинар-практикум на тему «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов учебного занятия» с целью повышения профессионального уровня и методической грамотности преподавателей.
Были созданы условия для актуализации знаний преподавателей об активных методах обучения формирования специальных знаний и практических подходов, что способствовало мотивации использования педагогами активных методов обучения.
Создание благоприятной обстановки для общения осуществлялась при помощи метода «Поменяйтесь местами те, кто…».
На этапе мотивации и целеполагания использовался метод «Допиши предложение» (Я пришёл на семинар…; В своей работе я использую следующие АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ -…).
Деятельностно-познавательный этап проходил при работе преподавателей в группах.
Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления учащихся, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия образовательного процесса, и позволяющие:
- активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность учащихся;
- повышать результативность образовательного процесса;
- формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы.
Активные методы обучения – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности учащихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.
21 марта 2023 года с целью обмена опытом использования инновационных технологий, а также повышения профессионального уровня и методической грамотности преподавателей в рамках работы школы педагогического мастерства состоялся круглый стол.
Тема встречи — «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования интерактивных методов и приемов обучения».
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, осуществляемая в форме совместной деятельности учащихся. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Деятельность преподавателей цикловых комиссий неразрывно связана с общей концепцией деятельности педагогического коллектива по формированию профессиональной культуры будущих специалистов. Это доказывают и занятия, и педагогическая практика, и научно-методическая работа преподавателей.
Не смотря на специфику преподаваемых предметов, преподаватели ведут разностороннюю работу над интеллектуальным и личностным развитием учащихся. На занятиях в колледже преподаватели уделяют внимание самостоятельной работе, работе в парах, в творческих группах, проблемным ситуации – все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, учит рассуждать, делать выводы, сопоставлять новое с ранее выученным.
Методической службой представлен опыт работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм в колледже. Уделялось особое внимание формам работы с учащимися на учебных занятиях.
Внедрение в образовательный процесс современных интерактивных технологий позволяет преподавателю решить множество проблем:
- отработать глубину и прочность знаний;
- закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность.
Преимущества применения данных технологий состоят в том, что меняются функции преподавателя и учащегося, преподаватель становится консультантом, а учащемуся предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. При этом нельзя не отметить, что учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
28 марта 2023 г. прошел семинар на тему «Патриотическое воспитание учащихся в условиях цифровой трансформации».
В колледже создана эффективная система патриотического воспитания, которая базируется на формировании патриотических убеждений и патриотическом сознании.
Стремительная информатизация общества, цифровизация жизни современного человека предъявляют свои требования и вносят коррективы в систему патриотического воспитания. В связи с этим возникает необходимость поиска педагогами новых инновационных средств совершенствования воспитательного процесса, и возникает вопрос об использовании инновационных технологий в патриотическом воспитании учащихся.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать эффективным процесс воспитания учащейся молодежи в условиях информатизации общества, вовлечь в данный процесс учащихся как субъектов образовательного пространства на основе развития у них самостоятельности и творчества, оказывает избирательное влияние на патриотические чувства.
На семинаре обсуждены показатели эффективности воспитательной и идеологической работы с учащимися с учетом современных подходов к формированию гражданственности и патриотизма.
Применение ИК-технологий в патриотическом воспитании учащейся молодежи должно проектироваться, исходя из традиционных для белорусского общества ценностей, ориентироваться на современные формы воспитательной работы, быть системным и систематичным в своей реализации.
3) формирование готовности к выполнению своего гражданского долга;
4) накопление опыта гражданско-патриотического поведения, способствующего активной жизненной позиции личности.
Эффективными направлениями патриотического воспитания молодежи в колледже являются:
- использование воспитательного потенциала учебных предметов;
- информационно- пропагандистская работа;
- воспитательные мероприятия;
- использование средств музейной педагогики;
- туристско-краеведческая и поисковая работа;
- волонтерское движение;
- деятельность ОО БРСМ и органов самоуправления;
- проведение и участие в торжественно-праздничных мероприятиях, патриотических акциях и др.
Проникновение в образование информационных технологий заставляет посмотреть на воспитательный процесс как на информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, ее освоение и принятие как личностных ценностей.
В Интернете широко представлена сеть информационно- образовательных ресурсов, освещающих проблемы гражданско- патриотического воспитания подростков и молодежи. Анализ национальных информационно-образовательных ресурсов по гражданско-патриотическому воспитанию показывает, что созданы: детский правовой сайт(www.mir.pravo.by); Детям об армии (www.deti.mil.by); учебные программы факультативных занятий для учащихся.
В помоўь преподавателям пріменяются национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (www.pravo.by), сайт Национального института образования(www.adu.by), информационно-методический портал (www.nastaunik.info) и др.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях информатизации образования требует перехода от традиционных методик к использованию информационных технологий, приобщения педагогов и детей к информационному пространству, создание качественных информационных ресурсов по проблемам патриотического воспитания.
19 апреля 2023 года состоялось заседание педагогического совета на тему: «Роль производственного обучения в профессиональной подготовке квалифицированных кадров».
На заседании рассматривался практико-ориентированный подход в колледже при организации учебной практики по учебным предметам и для получения квалификации рабочего. Также обсуждалось взаимодействие учреждения образования и социальных партнеров колледжа по качественной подготовке кадров во время производственной практики, так как развитие механизмов социального партнерства является один из важнейших элементов обеспечения социально-экономического развития страны.
21 апреля 2023 г. в рамках школы педагогического мастерства прошел семинар-практикум на тему «Электронные учебно-методические комплексы как информационный ресурс образовательного процесса».
В условиях развития информационных технологий актуальным является использование электронных средств обучения в образовательном процессе. Рассматривалась структура ЭУМК и прядок наполнения каждого блока ЭУМК учебно-методическими материалами.
Использование ЭУМК в образовательном процессе существенно повышает качество образовательного процесса, предоставляя учащимся возможность восполнить пробелы в знаниях посредством современных информационных технологий. Несомненными достоинствами электронного учебно-методического комплекса являются интерактивность, наглядность, мобильность, компактность.
04 мая 2023 г. прошел семинар на тему «Индивидуальная методическая работа как средство повышения профессионального мастерства». На семинаре рассматривались основные формы коллективной и групповой методической работы педагогов колледжа.
Методическая работа – один из основных видов профессиональной деятельности педагогических работников, важный инструмент повышения квалификации, развития творческих способностей и инициативы педагогических кадров, совершенствования образовательного процесса.
Все формы методической деятельности делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет педагогу самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.
Основные формы коллективной методической работы в колледже:
- работа над единой методической темой;
- педагогическая мастерская;
- семинары-практикумы;
- декады цикловых комиссий;
- конкурсы педагогического мастерства;
- обсуждение передового педагогического опыта
- тематические педсоветы.