Методический кабинет

1

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы учреждения образования, является методическая служба. Центром методической работы является методический кабинет.2

Методическое пространство — это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала  педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса.

3456

7

Обучающий семинар «Образовательный процесс 2022 – 2023 учебного года».

8910

Семинар-учеба преподавателей на тему «Порядок заполнения журнала учебных занятий».

 11

18 октября 2022 года преподаватель Ярошевич А.Ф. в 11 О-Б группе провела открытое учебное занятие по предмету «Физика» по теме «Влажность воздуха. Решение задач по теме «Влажность воздуха». Лабораторная работа №3 «Измерение относительной и абсолютной влажности воздуха».

На занятии учащиеся узнали основные понятия, порядок измерения и расчета влажности воздуха, на лабораторной работе самостоятельно определили влажность воздуха в аудитории. Преподаватель использовала различные методы и формы работы учащихся, объяснила важность полученных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности логиста.

12

20 октября 2022 г в колледже прошел педагогический семинар-практикум на тему «Самообразование как источник индивидуального роста преподавателей».

Цель семинара — проведение самодиагностики готовности к самообразованию и содействие самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования.

12345

На семинаре преподавателям было предложено выполнить задание  «Карусель», которое помогло справиться с затруднениями в таких направлениях плана самообразования как:

- выбор темы, цели, задач и форм самообразования;

- разработке этапов самообразования и составления примерного плана работы над темой;

- составление индивидуального плана самообразования педагога;

- выбором формы самообразования педагога;

- выбором видов деятельности, составляющих процесс самообразования;

- определить результат материалов по самообразованию;

 — определением формы представления результатов самообразования.

Педагоги каждой команды индивидуально записывали проблему, с которой они столкнулись в процессе самообразовательной деятельности и хотели бы найти пути ее решения, на отдельных листках бумаги без указания фамилий. Все листки собирались в коробке и перемешивались. После этого каждая группа вытягивала 5 листков с проблемами, анализировала одну из них и предлагала варианты решения проблемы. Никто в группе не знал, чьи проблемы они обсуждают и кому оказывали действенную помощь. Затем каждая группа представляла свои наработки.67

 

26 октября 2022 года в 13 Эр-Б группе преподаватель Сокол Е.Ю. провела открытое учебное занятие по предмету «Иностранный язык».

         Преподаватель продемонстрировала методические подходы в развитии лексических навыков у учащихся при формулировании прилагательных или наречий, использовании различных форм и методов работы учащихся на занятии.

26.10.1

Выполнение различных типов заданий (ответь на вопросы после увиденного, переведи вопросы и ответы, опиши учебное заведение по шаблону, вставь правильную форму прилагательного или наречия и др.) позволило учащимся приобрести устойчивые знания и умения по теме.

При проведении рефлексии учащиеся определили свое эмоциональное состояние и  отношение к занятию в виде рисунка.

26.10.2

27 октября 2022 года состоялось заседание педагогического совета на тему: «Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже».

13

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Республики Беларусь является патриотическое воспитание граждан и, особенно, учащихся. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.15

На заседании рассматривались следующие вопросы:

Внедрение в образовательный процесс современных интерактивных форм и технологий работы по патриотическому воспитанию учащихся.

Реализация основных направлений патриотического воспитания учащихся в колледже.

Реализация плана мероприятий Года исторической памяти   в 2022 году.

Использование возможностей музейной педагогики в деле воспитания патриотизма учащихся колледжа.

Значение краеведческой, туристско-экскурсионной деятельности в формировании у учащихся патриотических качеств.

Формирования патриотического сознания через призму   военно-патриотических мероприятий.

Роль историко — культурного наследия Беларуси в формировании патриотизма и активной жизненной позиции.

4

Патриотическое воспитание – процесс формирования личности, обладающей качествами гражданина, развития в ней ценностного отношения к своему Отечеству, устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию страны, готовности успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

16

5

 

10 ноября 2022 г. в рамках плана работы школы педагогического мастерства прошел семинар-взаимообучение на тему «Учебное занятие как форма организации учебного процесса, его структурные элементы».0

Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава учреждений образования.

 12

Учебное занятие – это ограниченная временными рамками форма организации образовательного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие.

 7

Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации образовательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления. Особое место занимает занятие, так как оно может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности.

8

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация.

Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

5

Учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

6

Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности учащихся, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с учащимися, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

КОУЧИНГ
как инновационная образовательная технология
и профессионально-педагогическая компетентность современного педагога

16 ноября 2022 г. прошел семинар на тему «Коучинг как инновационная образовательная технология и профессионально-педагогическая компетентность современного педагога».

 1

Коучинг в образовании – это умение педагога, создавая осознанность и ответственность в обучающемся, способствовать его движению к решению личных и профессиональных задач.

 Миссия коучинга в процессе обучения как никогда созвучна с задачами, поставленными перед образованием. Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации требований стандартов.

2

Данная технология, в отличие от традиционных педагогических технологий, не заставляет идти за педагогом, перенимать его знания и опыт, а, наоборот, помогает обучающимся и самим педагогам раскрывать свои личные способности и возможности, раскрывать внутренние ресурсы для развития собственной личности, воспитывает готовность к изменениям.

Преподаватели познакомились с историей и основателями коучинга, его основными принципами и особенностями, познакомились с базовыми понятиями и практическим инструментарием коучинга.

Были рассмотрены преимущества использования коучинговых инструментов и коучингового подхода в образовательном процессе.

3

Практическая часть предусматривала освоение базовых приемов коучинга – «колесо баланса как универсальный инструмент саморазвития, обучения и воспитания», «линия времени» — и обсуждение вариантов их использования как на учебных занятиях, так и с целью личностного развития.

4

Педагоги пришли к выводу о том, что коучинг может помочь учащимся перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой.

Данный семинар способствовал развитию профессионально-педагогической компетентности и педагогического потенциала.

22 ноября 2022 г. в рамках плана работы школы педагогического мастерства прошел семинар-взаимообучение, на котором были рассмотрены методические основы построения учебного занятия.

n1

План учебного занятия представляет собой личный документ преподавателя, содержание которого раскрывает целесообразность разработки и удобство пользования этим планом в практической деятельности.

План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Планы в совокупности (по всему курсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.

m2

План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы, как цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим предметам, затраты времени на каждую часть занятия.

План занятия должен быть удобен для пользования и последовательно раскрывать все его части и ход в целом.

m3

Преподаватели систематизировали знания об учебном занятии, отработали навыки моделирования целей и задач занятия.

01 декабря 2022 г. в рамках плана работы школы педагогического мастерства прошел семинар-беседа на тему «Формы и методы контроля оценки знаний учащихся».

m1

 Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.

Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

 m2

m3

Педагогические требования к контролю:

  • разнообразие форм и методов контроля (повышение интересов учащегося к его проведению и результатам);
  • всесторонность (охват всех разделов программы; проверка теоретических знаний и интеллектуальных и практический умений и навыков);
  • объективность;
  • дифференцированный подход (учет особенностей каждого учащегося и каждого раздела каждого учебного предмета);
  • единство требований преподавателей.

m4

Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные неудачи и промахи.

Умелое сочетание разных форм и видов контроля – показатель уровня постановки образовательного процесса в учреждении образования и уровня педагогической квалификации преподавателя.

 

6 декабря  2022 г. прошел семинар на тему «Методика преподавания социально — гуманитарных предметов с дальнейшим развитием у учащихся исследовательской деятельности».

m1

 

В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в молодых специалистах, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. 

n2

Гуманитарные науки различаются своеобразной вариантностью, возможным потенциалом приобретения массы различных позиций, разнообразием мнений. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся при изучении социально-гуманитарных наук, опираясь на технологию исследовательской деятельности.

2

От сформированности исследовательской позиции во многом зависит возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных и профессиональных ситуациях, профессиональная мобильность. Исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний, активизации познавательного интереса, развитию умений самостоятельно находить и анализировать информацию, осуществлять целеполагание и планирование своей деятельности, контролировать и оценивать свои действия, формировать собственные суждения.

3

4

Предлагаемая методика организации исследовательской деятельности учащихся позволяет:

  • расширить область знаний;
  • осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания;
  • получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт;
  • формировать научно-исследовательские навыки.

Таким образом, создаются условия, которые позволяют учащимся:

  • определить текущие границы личных знаний;
  • реализовать личный творческий потенциал
  • на основании результатов работы над исследовательской темой определить свой личный и общественный статус;
  • самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможностей, последовательно продвигаясь по заданным шагам исследования и т.д.

16 декабря 2022 года состоялось заседание педагогического совета.

222

Цель педагогического совета – ориентация деятельности педагогического коллектива колледжа  на реализацию модернизации образования через использование научно-исследовательской деятельности в обучении для развития личности учащихся и роста профессионального мастерства педагога.

В докладах отражены основные направления работы колледжа по научно–исследовательской деятельности как педагогов, так и учащихся, а также озвучены результаты анкетирования по данному направлению. Проанализирована научно-исследовательская и методическая деятельность преподавателей в разрезе каждой цикловой комиссии за 2022 год.