Насилие в семье. ПРОФИЛАКТИКА

Screenshot 2023-09-05 at 12-00-41 ФОРМА А ПАМЯТКА-1.pdf

Screenshot 2023-09-05 at 12-00-50 ФОРМА А ПАМЯТКА-1.pdf

 

6e7b77e8476_aa7a4f05e10_Жестокое_обращение_и_насилие_над_детьми__Буклет (1)_1 6e7b77e8476_aa7a4f05e10_Жестокое_обращение_и_насилие_над_детьми__Буклет (1)_2

ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Для  современного общества проблема насилия в семье является наиболее актуальной.

Самыми уязвимыми в данной ситуации являются дети. Особенно, когда угроза совершения насилия исходят от самых близких людей – родителей, старших братьев, сестер, бабушек, дедушек.

Что понимается под насилием в семье?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Причины насилия в семье

В научной литературе выделяют внешние и внутренние причины насилия в семье.

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих факторов:

традиционный взгляд,на основании которого принято считать, что мужчина – абсолютный глава семьи, наделённый «исключительными» полномочиями;

стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится — слюбится» и т. д.;

влияние средств массовой информации, постоянно демонстрирующих сцены насилия;

низкий образовательный и культурный уровень;

распространение в обществе деструктивного поведения (в том числе алкоголизма, наркомании);

убеждения некоторых религиозных течений, сект, деструктивных сообществ, где принято считать насилие обыденным явлением;

низкий уровень материального достатка, который приводит к дополнительному напряжению в семье.

Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

копирование модели взаимоотношений родителей, продемонстрированной ребёнку в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье(например, недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии);

врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером в силу темперамента;

желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных «соперников» своим тираническим поведением по отношению к  супруге;

низкая культура поведения, непонимание членами семь и потребностей друг друга во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;

зависимость или со зависимость в случае одного или нескольких членов семьи, которая усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;

отклонения в психическом здоровье;

неудовлетворенность семейной жизнью, неоправданность ожиданий.

 

Виды насилия в семье.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и в умышленном нанесении вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Сексуальное насилие в отношении ребёнка может проявляться:

в демонстрации взрослым человеком ребёнку своих половых органов;

в ласках и прикосновениях к половым органам ребёнка;

в сексуальных играх и половом акте с ребёнком;

в вовлечении ребёнка в изготовление порнографической продукции;

в демонстрации или просмотре с ребёнком порнографических материалов;

в вовлечении несовершеннолетнего в занятия проституцией.

Признаками причинения физического вреда при сексуальном насилии могут быть:

наличие ушибов, покраснений, разрывов, потёртостей и ссадин в генитальной и анальной областях;

наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бёдрах;

вагинальное или ректальное кровотечение;

наличие боли при мочеиспускании;

беременность.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у человека патологических черт характера или, в случае с ребёнком, нарушающее развитие его личности. В последствии психическое насилие приводит к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие может выражаться в виде запугивания, угроз, изоляции, унижения чувства собственного достоинства и чести, словесных оскорблений, грубости, постоянной критики в адрес ребенка. Причём указанные действия выражаются в постоянном воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Проявление психического (эмоционального) насилия.

Эмоциональная обособленность: родители не слушают и не отвечают ребёнку, когда тот хочет им что-то рассказать.

Враждебное отношение: в разговорной речи часто употребляются выражения, такие как, «лучше бы ты не родился», «от тебя одни неприятности», в качестве наказания выбрасываются любимые ребёнком игрушки.

Противоречивая реакция на поступки ребёнка со стороны родителей– несогласованность требований.

Непризнание личности несовершеннолетнего, в том числе желаний, потребностей  ребёнка, в данном случае не принимается во внимание, что дети имеют право на собственное мнение и личное пространство.

Социальная изоляция: ограничение детей во взаимодействии со сверстниками, лишение их возможности получать опыт социального межличностного общения.

Игнорирование, отсутствие эмоционального контакта: родители редко целуют и обнимают своих детей.

Запрет на встречи с одним из родителей после развода.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в намеренном запрете работать, ограничении либо в отказе в деньгах, требовании обязательного отчёта о потраченных средствах, изъятии денег, сокрытии доходов, в отказе от содержания детей.

Следует отметить, что неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка также является формой насилия над ребёнком, которое может проявляться:

в оставлении ребёнка без присмотра;

в неудовлетворении потребностей ребёнка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи;

в препятствии получения образования (не ходит в школу, присматривает за маленькими детьми).

Краткосрочные последствия всех видов насилия.

Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребёнка серьёзные последствия: ребёнок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе,может появиться энурез, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

Долгосрочные последствия всех видов насилия.

Чем больше ребёнок живёт в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;

потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;

чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие и копирование его поведения;

потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;

потеря детства: ребёнок вынужден выполнять такие роли в семье, которые несвойственны его возрасту.

Очевидно, что любое проявление насилия оказывает негативное последствие на детей. Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия, поэтому необходимо как можно раньше обратиться за помощью.

Как действовать в случае ситуации насилия в семье?

Обратите внимание на факторы, провоцирующие ситуации насилия в вашей семье, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей.

В случае сложившейся конфликтной ситуации избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например).

Не изолируйте себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.д.

Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом.

Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребёнка, поговорите с ним об этом.

Постарайтесь расположить вашего ребёнка к откровенному обсуждению той ситуации, в которой он оказался.

Лучший способ защитить детей – это вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребёнка.

Если ребёнок пострадал от сексуального насилия, надо обязательно обратиться к специалисту, который может помочь и ему, и родителям.

Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.

Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом).

Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть «кризисная» комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности.

Разъясните детям, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия.

 

 

Куда можно обратиться за помощью, если вы или ваш ребенок стал жертвой насилия?

Человек, подвергшийся домашнему насилию впервые, в отчаянии, не знает, к кому обратиться за помощью. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана…Ситуация кажется безвыходной.

За помощью вы можете обратиться в правоохранительные органы, позвонив по телефону 102 (круглосуточно)или по телефону прямой линии МВД: 8-017-372-73-87.

Также можно позвонить на детскую телефонную линию: 8-801-100-1611(круглосуточно).

Отделы внутренних дел осуществляют:

Проведение профилактической беседы.

Объявление официального предупреждения о недопущении совершения противоправного поведения по отношению к членам семьи и близким родственникам.

Применение защитного предписания (защитным предписанием семейному агрессору запрещается предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье, посещать места нахождения пострадавшего от насилия в семье, общаться с пострадавшим, в том числе по телефону и с использованием сети интернет).

Справочно: Защитное предписание обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с пострадавшей стороной жилое помещение на срок от 3-х до 30-ти суток и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Сбор материалов для ограничения в дееспособности.

Сбор материалов о принудительном лечении от алкоголизма в условиях лечебно-трудового профилактория.

Привлечение к административной ответственности за причинение телесных повреждений, причинение побоев, учинение семейно-бытовых конфликтов, оскорблений.

Привлечение к уголовной ответственности за причинение легких телесных повреждений, повлекшие кратковременное расстройство здоровья; истязание; угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества.

Адреса отделов внутренних дел г.Гродно:

Отдел внутренних дел администрации Октябрьского района г.Гродно,адрес:ул.Гая,4

Отдел внутренних дел администрации Ленинского района г.Гродно, адрес: ул. Дубко,5.

За оказанием помощи в случае ситуации насилия также можно обратиться в медицинские учреждения. При необходимости пройти медицинское обследование по месту жительства для определения характера и степени тяжести телесных повреждений.

Кроме того, за консультацией и конкретными видами помощи (психологической, правовой, юридической и др.), вы можете обратиться к специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, где обучаются или воспитываются ваши дети, либо в районный социально-педагогический центр. Педагоги-психологи, педагоги социальные окажут вам квалифицированную помощь, подскажут, куда обратиться далее, предпримут меры в соответствии с Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей, обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (разработанный Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь от 07.02.2018№05-01-07/1121/дс.).

В г. Гродно по адресу: ул.Карского, 29 функционирует комната психологической помощи агрессорам, где осуществляется индивидуальная психологическая помощь и групповые коррекционные занятия, позволяющие отказаться от психологической модели агрессивного поведения в семье. Бесплатно предоставляются комнаты, где могут временно проживать мужчины, которым вынесены защитные предписания, запрещающие определенное время проживать в семье после совершенного ими насилия.

В Республике Беларусь действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801.Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь. Время работы общенациональной горячей линии с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию пострадавшим от насилия можно и с номера мобильного оператора. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью.

          

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей,

опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов

внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении

несовершеннолетних

(приложение к письму Министерства образовании Республики Беларусь

от 07 февраля 2018 г.№05-01-07/1121/дс.

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования

1.Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывать серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в

развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка

2.Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение.

3.Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения

или выгоды.

4.Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка  в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет. Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию. Целью информирования является повышение оперативности в информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.); очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3.Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

4.Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь

внимание педагогического работника. Также поводом для информирования законных представителей

обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных

граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики,

наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения

образования.

Информирование педагогическими работниками родителей,

опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов

внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении

несовершеннолетних.

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия: незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы; поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи; незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя

учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной

информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка. При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально- педагогическую поддержку в учреждении образования.