Cеминар-практикум на тему «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов учебного занятия»

28 февраля 2023 г. в рамках школы педагогического мастерства прошел семинар-практикум на тему «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов учебного занятия» с целью повышения профессионального уровня и методической грамотности преподавателей.1

Были созданы условия для актуализации знаний преподавателей об активных методах обучения формирования специальных знаний и практических подходов, что способствовало

мотивации использования педагогами активных методов обучения.

Создание благоприятной обстановки для общения осуществлялась при помощи метода «Поменяйтесь местами те, кто…».

На этапе мотивации и целеполагания использовался метод «Допиши предложение» (Я пришёл на семинар…; В своей работе я использую следующие АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ -…).

Деятельностно-познавательный этап проходил при работе преподавателей в группах.

2

Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления учащихся, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия образовательного процесса, и  позволяющие:

  • активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность учащихся;
  • повышать результативность образовательного процесса;
  • формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы.

Активные методы обучения – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности учащихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями активные методы обучения являются:

  • целенаправленная активизация мышления, когда учащийся вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения учащихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
  • интерактивный характер, т. е. постоянное взаимодействие субъектов деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

3

В ходе дискуссии участники семинары пришли к мнению, что выбор метода обучения должен быть обусловлен рядом аспектов: перцептивным, гностическим, логическим, мотивационным, контрольным, оценочным.

Поэтому при выборе активных методов обучения рекомендуется руководствоваться рядом критериев, а именно:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;
  • соответствие содержанию изучаемой темы;
  • соответствие возможностям учащихся: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т. д.
  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
  • соответствие возможностям преподавателя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.